Автотехнические экспертизы

Исследование обстаятельств дтп

Экспертиза обстоятельств ДТП включает экспертное исследование дорожно-транспортных ситуаций (ДТС), расчет параметров движения ТС, иных объектов и пешеходов в процессе ДТП, а также анализ действий и возможностей водителей.

Предмет судебной экспертизы обстоятельств ДТП – фактические данные об обстоятельствах ДТП, загруженности, техническом состоянии ТС, скорости его движения, покрытии проезжей части, его состоянии, продольном и поперечном профилях проезжей части, режиме движения ТС и т.д.

В рамках судебной экспертизы обстоятельств ДТП решаются следующие задачи:

1. определение скорости движения и других параметров транспортного средства ТС;

2. определение тормозного и остановочного пути, а также остановочного времени ТС;

3. определение удаления ТС, пешеходов и иных объектов от места ДТП в заданные органом (лицом) назначившим экспертизу моменты;

4. установление технической возможности предотвращения ДТП в заданные органом (лицом) назначившим экспертизу моменты;

5. определение взаимного расположения ТС в различные моменты ДТП;

6. определение времени преодоления ТС определенных участков пути;

7. установление момента возникновения опасности для движения, требующего принятия экстренных мер по предотвращению ДТП (наезда на препятствие, столкновения ТС, опрокидывания и т.д.), если при этом необходимы специальные познания в проведении соответствующих расчетов, моделирования и эксперимента;

8. определение взаимного положения ТС и препятствия в момент, когда водитель еще имел техническую возможность предотвратить происшествие;

9. определение того, как должен был действовать водитель в сложившейся ДТС с точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения;

10. какие именно действия водителя по управлению ТС, начиная с момента возникновения опасности для движения, могли предотвратить ДТП и какими именно требованиями Правил дорожного движения (ПДД) они регламентированы;

11. Определение соответствия действий водителя ТС требованиям ПДД и иным нормативным документам, регламентирующим обеспечение безопасности дорожного движения;

12. установление технической возможности у водителя в момент, указанный органом (лицом), назначившим экспертизу, совершить действия, регламентированные ПДД для избежания происшествия;

13. установление технической возможности у водителя ТС предотвратить ДТП путем снижения скорости ТС или объездом, в определенный органом (лицом), назначившим экспертизу момент (когда водитель имел объективную возможность предвидеть возникновение опасности для движения или препятствия);

14. определение причинной связи между действиями (бездействием) водителя по управлению ТС и последствиями технического характера (наезд, столкновение, опрокидывание и т.п.) на основе использования технических данных и учета объективных закономерностей;

15. установление технической возможности предотвращения ДТП не только по исходным данным, указанным органом (лицом), назначившим экспертизу, но и по полученным экспертом расчетным путем результатам, в том числе и по нескольким вариантам обстановки происшествия, вытекающим из материалов дела. На противоречивость исследованных вариантов эксперт указывает в своем заключении;

16. определение причин и условий, связанных с организацией дорожного движения, способствующих совершению ДТП.


Транспортно-трасологическая диагностика

Экспертиза следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика), а также технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП фактически включает в себя два независимых вида САТЭ. При этом, судебная экспертиза следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика), это комплексное трасолого-автотехническое исследование ТС, различных объектов, следов и обстановки на месте происшествия в целях определения траектории и характера движения относительно расположения ТС, пешеходов и других объектов до столкновения (наезда) и установления места столкновения (удара), наезда, опрокидывания. В свою очередь, экспертиза технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП – вид САТЭ, связанный с экспертным исследованием участка автомобильной дороги, на котором происходит движение ТС непосредственно до и после происшествия, участка места происшествия, дорожных условий на этом участке, элементов ТС, взаимодействующих с дорогой, в целях установления связанных с ДТП фактических данных о строительных и эксплуатационных качествах автомобильной дороги и ее элементов, дорожных условиях и окружающей среде, а также конструкции и состояния взаимодействующих с автомобильной дорогой элементов ТС.

Предмет судебной экспертизы следов на ТС и месте ДТП – обстоятельства (фактические данные), устанавливаемые экспертом на основе исследования следов, возникающих на местах ДТП в результате воздействия ТС, иных материальных объектов, людей, животных. Предметом судебной экспертизы технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП являются фактические данные о строительных и эксплуатационных свойствах автомобильной дороги и ее элементов, дорожных условиях и окружающей среды, а также параметры взаимодействия с элементами ТС, связанные с ДТП.

В рамках судебной экспертизы следов на ТС и месте ДТП решаются следующие задачи:

1. определение механизма ДТП;

2. установление механизма взаимодействия ТС при столкновении;

3. установление механизма наезда на пешеходов (животных) и неподвижные препятствия;

4. установление угла взаимного расположения ТС и направления удара в момент столкновения;

5. установление взаимного расположения ТС относительно границ и осевой линии проезжей части;

6. установление координат места столкновения ТС или места наезда на пешеходов;

7. установление факта движения или неподвижности ТС при столкновении в момент первично контактного взаимодействия;

8. установление части ТС, которой нанесены повреждения потерпевшим;

9. определение по характеру повреждений на ТС места нахождения потерпевшего в салоне, кабине ТС в момент столкновения;

10. установление частей ТС, контактировавших между собой в первичный момент столкновения;

11. установление наличия, времени и причины повреждения шин ТС, гибких тормозных шлангов и резьбовых соединений;

12. установление факта возникновения неисправности деталей ТС после ДТП;

13. установление возможности получения механических повреждений имеющихся на транспортных средствах при взаимном контактном взаимодействии.

Иные исследования:

  • установление соответствия поставленного/заявленного товара (автомобиль и его составные части, детали, узлы, агрегаты) заявленным условиям контракта/конкурса;

  • определение норм расхода ГСМ для ТС.

Исследование автотранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки

Предметом автотовароведческих экспертиз является установление фактических данных о техническом состоянии АМТС, дате выпуска транспортного средства, принадлежности его к определенной марке и модели, наличия и характера технических повреждений, причин их возникновения, стоимости транспортного средства и отдельных деталей, узлов, агрегатов, стоимости восстановительного ремонта и утраты товарной стоимости транспортного средства в результате дорожно-транспортного происшествия или при иных обстоятельствах.

Объектами рассматриваемых автотовароведческих экспертиз могут являться:

  • транспортные средств в целом, как сложное изделие; его детали, узлы, агрегаты;

  • информация представительств автопроизводителей, предприятий автосервиса, торговли и т.д.;

  • программные комплексы;

  • данные средств массовой информации, сети интернет, справочники, фотоматериалы, относящиеся к предмету экспертизы;

  • документы и материалы, представленные для проведения экспертизы или исследования.

Задачи автотовароведческих экспертиз:

  • идентификация объекта экспертизы (установление фактических данных о марке, модели, модификации, комплектации, даты выпуска или периода производства представленного на исследование транспортного средства);

  • установление фактических данных о техническом состоянии транспортного средства в целом или его конкретного узла, детали, агрегата;

  • определение технологии и стоимости восстановительного ремонта транспортного средства в связи с дорожно-транспортным происшествием или в результате иных повреждений;

  • установление наличия, характера и объема технических повреждений и их идентификация на предмет образования (возникновения) от конкретного события;

  • определение износа транспортного средства, его составляющих;

  • определение рыночной стоимости транспортного средства и его отдельных элементов;

  • установление стоимости годных остатков транспортного средства;

  • определение величины утраты товарной стоимости

  • установление экономической целесообразности/технической возможности проведения ремонтно-восстановительных работ


Исследование технического состояния тс, в т.ч. для решения потребительских вопросов

Экспертиза технического состояния ТС включает экспертное исследование технического состояния ТС, их систем, агрегатов, механизмов, узлов и деталей в целях установления их работоспособности, причин и времени возникновения неисправностей, а также возможности их обнаружения.

Предметом судебной экспертизы технического состояния ТС являются фактические данные о техническом состоянии ТС, участвовав ших в ДТП.

К задачам, решаемым данным видом САТЭ, относятся следующие:

  • установление технического состояния ТС, их отдельных узлов, механизмов, систем, агрегатов;

  • установление причин и времени возникновения неисправности, возможности своевременного выявления их лицами, ответственными за техническое состояние ТС, влияния этих неисправностей на возникновение и развитие ДТП;

  • установление причинно-следственных связей между неисправностью и ДТП, а также обстоятельств, способствующих возникновению неисправностей;

  • установление технической возможности предотвращения ДТП (наезда, столкновения, потери устойчивости и т.д.) при определенном техническом состоянии ТС, их отдельных узлов, механизмов, систем, агрегатов в момент ДТП;

  • установление обстоятельств, связанных с техническим состоянием ТС, которые способствовали или могли способствовать возникновению ДТП.

  • установление характера и причин возникновения дефектов и неисправностей ТС (в т.ч. в случае отказа дилерских центров в гарантийном ремонте);

  • установления факта проведения/непроведения ремонтных работ в отношении ТС;

  • установление качества/ненадлежащего качества проведенных ремонтных работ в отношении ТС;

  • заключение о технических характеристиках и параметрах ТС;

  • заключения о возможности эксплуатации ТС.